repetitor_veta


Чукча не читатель, чукча писатель


Previous Entry Share Next Entry
Части речи и члены предложения: большая ошибка школы
repetitor_veta
Вот вы помните что такое части речи и члены предложения и чем они отличаются? Подлежащее к чему относится? А существительное? Это одно и то же или все-таки нет?
Хорошо, если помните и знаете. А вот большинство детей, которых мне доводилось учить русскому языку, стабильно говорят на подлежащее "это существительное", а на сказуемое - "это глагол". Даже в таких провоцирующих текстах как "учиться - это хорошо".
Корень зла кроется в средних классах, когда детей обязывают при анализе предложения подчеркивать члены предложения и сразу же надписывать над ними, чем они выражены. После многочисленных упражнений первое и второе оказываются настолько крепко спаянными в сознании детей, что они не видят, не понимают принципиальной разницы между функцией слова в предложении и его принадлежностью к определенной части речи. То и другое становится единым целым, поэтому нет никакой разницы, что сказать: подлежащее перед нами или существительное. И только остается слегка непонятно, зачем для одного и того же нужно два названия... ну да в этом русском языке столько непонятного, что лучше не заморачиваться...
А ведь эту проблему можно было бы легко решить. Достаточно не связывать эти две разные характеристики слова. Просить только подчеркивать члены предложения, ни словом, ни вздохом не упоминая в задании о частях речи. Неплохо бы при этом еще и давать примеры в которых подлежащим бы был то глагол, то существительное, то прилагательное... Обращать внимание на функционал, а не на ключевые вопросы. Но даже и без этих изысков можно избавиться от проблемы, если просто перестать заставлять "подчеркивать снизу и сразу обозначать сверху".

?

Log in